Учителя-логопеды 

  Петрова Светлана Алексеевна

 

 

 

ВКУСНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

·         АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

 

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка.

Кто у нас любит все вкусное и сладкое? Конечно же, это наши любимые и дорогие детки! Им показана сладкая и вкусная артикуляционная гимнастика для язычка.

Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Можно использовать: ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, варенье, джем, мармелад — все то, что любит Ваш малыш.

·      ЧУПА - ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР

 

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер.  Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочке, главное, чтобы не было острых краев.

 Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

u сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

u тянуться языком за чупа-чупсом вверх-вниз («Качели»)

u удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

u приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

u массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения

u прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе

u массировать щеки изнутри шариком

После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в развивающих целях:

o    кладем на середину языка и делаем  «трубочку» языком

o    дуем в трубочку на ватку («Забиваем гол»)

o    ставим палочку в стакан с водой и булькаем («Шторм в стакане»)

o    выкладываем из палочек буквы и фигурки

СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ

u “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края

u “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок

u “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление

u “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки

u делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ

u “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее

ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИКИ

u крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”

u покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая

u положить крошку на кончик языка и сдуть

u проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья

u построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика

u ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК

1.     Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок облизывает губки языком.

2.     Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.

3.     В углублении “чашечки” языка капать из пипетки что-нибудь сладкое.

 

 

Виды речевых игр на прогулке

Самыми простыми и доступными являются затеи с мячом и скакалкой.

·        Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.

·        Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву (например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)

·        Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).

·        Обучение образованию прилагательных: взрослый говорит из чего сделана вещь, ребенок создает прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, пирожное из меда – медовое, гвоздь из железа – железный, шляпка из соломы — соломенная и т.д.) 

Спокойные развлечения

·        С помощью шишек или камней разного цвета можно сразиться в «крестики — нолики» и шашки, расчертив поле прямо на земле.

·        Рисовать, писать буквы, слоги и предложения получится на песочке или земле палочкой, пальчиками, а на асфальте – цветными мелками или кусочком красного кирпича.

·          Выкладывайте травинками, галькой, шишечками слоги.

·        Рисование на песке увлекательно и полезно для мелкой моторики.

·        Совершенствование фонематического слуха – произносите нараспев различные слоги, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит загаданный звук.

·        На отдыхе, наслаждаясь солнышком и беззаботностью, приятно вместе петь песенки, вспоминать стихи.

·        Сорвите с ветки листочек и устройте соревнование - у кого быстрее получится сдуть его с горизонтальной поверхности.

·        Побеседуйте о том, какое сейчас время года, а что было до него и что будет после. Какие месяцы считаются летними и почему? Сколько месяцев в году, а сколько недель или дней?

·        Гуляя по берегу водоема, расскажите, какие обитатели встречаются в глубине озера, пруда или речки, как они живут, чем питаются, почему не приспособлены жить на суше. В лесу вспомните названия деревьев, лесных обитателей, чем они питаются, где спят, как зовут детенышей и пр.

·        Поощряйте любопытство юного исследователя, отвечайте на вопросы развернуто, давайте как можно больше информации в доступном виде.

·        Соберите гербарий.

·        Вернувшись с прогулки, не забудьте поделиться впечатлениями, что понравилось и удивило. Все вышеперечисленные игры помогают проводить каникулы с удовольствием и ненавязчиво приобретать новые знания и навыки. Дети не просто социализируются, они учатся самостоятельно устанавливать правила, находить выход из трудных ситуаций, принимать решения.

 

«Развиваем речь, играя!»

Советы для родителей

 

 

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника:

 

Звукопроизношение - ребёнок к 5 годам должен выговаривать все звуки.

 

Фонематический слух - ребёнок  придумывает слова на определённый звук, определяет первый и  последний звук в слове. (5-6 лет)

 

Состояние словарного запаса – знает времена года, их признаки, дни недели, детенышей животных, умеет подобрать обобщающие слова (мебель, фрукты, птицы и др.).

 

Связная речь – умеет отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, придумывает предложения с определенным словом.

 

Для ребенка самое любимое занятие – это игра!

 Предлагаем Вашему вниманию следующие игры по развитию речи:

·       «Назови лишнее слово» - взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;                                                                                                   

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

 храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

·       «Чем отличаются предметы? »

Чашка и стакан    Яблоко и груша    Помидор и тыква Тарелка и миска   

·       «Цепочка слов»

Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например:  заяц - цирк- кино - осень- нитки…                                                                                  

·       «Один-много» (игра с мячом)

Кошка – кошки, ухо - уши, стул - стулья

·       «Назови ласково»

Собака – собачка, мама – мамочка, стол – столик, лист – листик

·       «Угадай-ка» - нужно описать предмет (животное), не называя его; обязательно меняемся ролями с ребенком

Пушистая, домашняя, ласковая (кошка)                        Стеклянный, хрупкий, прозрачный (стакан)

·       «Волшебные очки»

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все вокруг становится красным (зеленым, желтым). Посмотри вокруг в волшебные очки и называй, какого цвета все стало: «красный мяч, красные сапоги, красное платье,  красная кукла» и др.

Придумывайте свои игры, фантазируйте вместе с Вашим ребенком, сочиняйте вместе веселые истории и сказки

Родители, помните,

 что, развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления, внимания), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.                    

 

Что читать дошкольникам

о Великой Отечественной Войне.

День Победы – святой праздник для нашей страны, сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события этой страшной войны по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей.

Какие же книги о войне можно посоветовать прочитать детям дошкольного возраста?

Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза.

 Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек.

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет:

Мы подобрали список произведений по возрастным группам детей, указали ссылки на эти произведения. Чтобы перейти по ссылке, нужно нажать клавишу Ctrl и кликнуть мышкой по ссылке.

Книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких.

Перечень художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

 

Перечень литературы

Ссылка

Вторая младшая группа

А. Барто «Самолет», «Флажок», «Кораблик»

https://www.poemsonalltimes.ru/detskie-stixi/agniya-barto/igrushki

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет»

https://infourok.ru/literatura-stihi-o-vov-dlya-detey-mladshey-gruppi-1629748.html

Н. Найденова «Пусть небо будет голубым»

https://infourok.ru/literatura-stihi-o-vov-dlya-detey-mladshey-gruppi-1629748.html

А. Ошнуров  «В нашей армии» 

https://infourok.ru/literatura-stihi-o-vov-dlya-detey-mladshey-gruppi-1629748.html

Белозеров Т. «День Победы»

https://infourok.ru/literatura-stihi-o-vov-dlya-detey-mladshey-gruppi-1629748.html

С. Могилевская «Сказка о громком барабане»

https://infourok.ru/literatura-stihi-o-vov-dlya-detey-mladshey-gruppi-1629748.html

Средняя группа

А. Гайдар "Поход"

https://nukadeti.ru/rasskazy/pokhod

А. Барто «На заставе»

https://ollam.ru/classic/rus/barto-agniya/na-zastave

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

 

https://nukadeti.ru/rasskazy/shjol-po-ulice-soldat

А. Митяев «Почему Армия родная»

https://nukadeti.ru/rasskazy/pochemu-armiya-rodnaya

А. Митяев «Дедушкин орден»

 

https://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/raskazy-ob-armi-dlja-detei/mitjaev-dedushkin-orden.html

Я. Абидов «Мать-Земля»

https://multiurok.ru/files/zemlia-nash-obshchii-dom-31.html

С. Михалков « Победой кончилась война»

https://ucthat-v-skole.ru/prazdniki/den-pobedy/772-stikhi-ko-dnyu-pobedy-dlya-detej

Тимофей Белозёров «День Победы»

 

https://domovenok-as.ru/prazdnichnoe-nastroenie/stihi-k-9-maja-dlja-mladshih-shkolnikov.html

Л. Кассиль « Твои защитники»

https://nukadeti.ru/rasskazy/tvoi-zashhitniki

Старший дошкольный возраст (старшая, подготовительная группа)

Проза

Алексеев С. «Рассказы о войне»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-alekseeva-s-p/rasskazy-o-vojne/

Алексеев С. «Брестская крепость»

https://nukadeti.ru/rasskazy/brestskaya-krepost

Гайдар А.П. «Патроны»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-gajdara/patrony-gajdar-a/

Гайдар А.П. «Военная тайна»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-gajdara/voennaja-tajna/

Гайдар А.П. «Василий Крюков»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-gajdara/vasilij-krjukov-gajdar-a/

Гайдар А.П. «Маруся»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-gajdara/marusja-gajdar-a/

Гайдар А.П. «Поход»

https://nukadeti.ru/rasskazy/pokhod

Драгунский В.Ю. Арбузный переулок

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-dragunskogo/arbuznyj-pereulok/

Митяев А. «Землянка»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/sbornik-rasskazov/zemljanka-anatolij-mitjaev/

Митяев А. «Мешок овсянки»

https://nukadeti.ru/rasskazy/meshok-ovsyanki

Пантелеев Л. «Новенькая»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-panteleeva/novenkaja-panteleev-l/

Пантелеев Л. «Маринка»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-panteleeva/marinka-panteleev-l/

Пантелеев Л. «Платочек»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-panteleeva/platochek-panteleev-l/

Пантелеев Л. «Главный инженер»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-panteleeva/glavnyj-inzhener-panteleev-l/

Паустовский К.Г. «Похождения жука-носорога»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-paustovskogo/pohozhdenija-zhuka-nosoroga-paustovskij-k/

С. Георгиевская  "Галина мама"

https://nukadeti.ru/rasskazy/galina-mama

Паустовский К.Г. «Стальное колечко»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-paustovskogo/stalnoe-kolechko-paustovskij-k/

Платонов А. «Маленький солдат»

https://nukadeti.ru/rasskazy/malenkij-soldat

Гайдар А.П. «Сказка о военной тайне, о Мальчишке-Кибальчише и его твердом слове»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-gajdara/skazka-o-voennoj-tajne-o-malchishe-kibalchishe-i-o-ego-tverdom-slove-gajdar-a/

Осеева В.А. «Андрейка»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/andrejka/

Осеева В.А. «Отцовская куртка»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/otcovskaja-kurtka/

Кассиль Л.А. «Твои защитники»

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-kassilja-l-a/tvoi-zashhitniki/

Кассиль Л. А. «Памятник советскому солдату»

https://www.filipoc.ru/heroes/pamyatnik-sovetskomu-soldatu

Тайц Я.М. Цикл рассказов о войне («Обидная команда», «История с противогазами», «Пу и Вью», «Сигналист» и др.)

https://mishka-knizhka.ru/rasskazy-tajca-ja-m/

Стихотворения

Благина Е. «Шинель»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-na-prazdniki/stihi-k-vesennim-prazdnikam/den-pobedy/

Высотская О. «Салют»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-na-prazdniki/stihi-k-vesennim-prazdnikam/den-pobedy/

Шапиро Т. «Я в солдатики играю»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-na-prazdniki/stihi-k-vesennim-prazdnikam/den-pobedy/

Фетисов В. «Памятник славы»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-na-prazdniki/stihi-k-vesennim-prazdnikam/den-pobedy/

Коринец Ю. «Неизвестный солдат»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-na-prazdniki/stihi-k-vesennim-prazdnikam/den-pobedy/

Высотский В. «Братские могилы»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-na-prazdniki/stihi-k-vesennim-prazdnikam/den-pobedy/

Чеботарева З. «Пока память жива»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-na-prazdniki/stihi-k-vesennim-prazdnikam/den-pobedy/

Александрова З. «Дозор»

https://rustih.ru/zinaida-aleksandrova-dozor/

Александрова З. «Родина»

https://rustih.ru/zinaida-aleksandrova-rodina/

Барто А. «На заставе»

https://deti123.ru/stih/na-zastave

Блок А. «Россия»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/poety-rossii/stihi-bloka-a-a/rossija/

Высоцкая О. «Мой брат уехал на границу»

https://rustih.ru/olga-vysotskaya-moj-brat-uexal-na-granicu/

Дрожжин С. «Родина»

https://nukadeti.ru/stihi/drozhzhin-rodine

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/detskie-klassiki/stihi-marshaka/rasskaz-o-neizvestnom-geroe/

Орлов В.Н. «Здравствуй, Родина моя»»

https://rustih.ru/vladimir-orlov-zdravstvuj-rodina-moya/

Орлов В.Н. «Парад»

https://rustih.ru/vladimir-orlov-parad/

Орлов В.Н. «Родина»

https://nukadeti.ru/stihi/orlov-rodnoe

Орлов В.Н. «Салют»

https://nukadeti.ru/stihi/orlov-salyut

Твардовский А.Т. «Рассказ танкиста»

https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/poety-rossii/stihi-tvardovskogo/rasskaz-tankista/

Жаров А. «Пограничник»

https://stihi-detyam.ru/prazdniki/23-fevralya/pogranichnik

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.10.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения