ВКУСНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

· АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.
Всем ли она нужна, и зачем выполнять упражнения, если о дефектах речи говорить пока ещё рано? Всем. Детям 2 – 4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка.
Кто у нас любит все вкусное и сладкое? Конечно же, это наши любимые и дорогие детки! Им показана сладкая и вкусная артикуляционная гимнастика для язычка.
Можно использовать любые сладости и вкусности, которые есть в наличии, главное, чтобы у ребенка не было аллергии. Можно использовать: ягоды, кусочки фруктов свежих и сухих, цукаты, готовые завтраки, соломку, съедобные палочки, варенье, джем, мармелад — все то, что любит Ваш малыш.
· ЧУПА - ЧУПС КАК ТРЕНАЖЕР
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс -отличный логопедический тренажер. Совершенно безотходное приспособление, так как палочку тоже можно использовать. Шарик должен быть небольшого размера. Подойдут и другие леденцы на палочке, главное, чтобы не было острых краев.
Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
u сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
u тянуться языком за чупа-чупсом вверх-вниз («Качели»)
u удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
u приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
u массаж языка чупа-чупсом: водить шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивать и подпрыгивать, делать легкие вибрационные движения
u прижимать язык с лежащим на нем чупа-чупсом к небу или верхней губе
u массировать щеки изнутри шариком
После того, как карамель съедена, используем оставшуюся палочку в развивающих целях:
o кладем на середину языка и делаем «трубочку» языком
o дуем в трубочку на ватку («Забиваем гол»)
o ставим палочку в стакан с водой и булькаем («Шторм в стакане»)
o выкладываем из палочек буквы и фигурки
СОЛОМКА И СЪЕДОБНЫЕ ПАЛОЧКИ
u “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
u “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
u “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
u “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
u делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
u “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее
ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИКИ
u крошим на тарелочку кусочки, оттуда малыш кончиком языка должен их “склевать”
u покусать печеньку/сухарик губами или зубами, вводя их в рот и вытаскивая
u положить крошку на кончик языка и сдуть
u проводить кончиком языка и боковыми краями по шершавой поверхности сухарика или печенья
u построить домик/шалашик из печенья и сдуть его, задуть в домик ватку, сдуть с домика
u ребенок зажимает сомкнутыми губами печенье и пытается удержать, когда его тянут
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЛАДКОЕЖЕК
1. Намазать губы чем-нибудь сладким и пусть ребенок облизывает губки языком.
2. Также можно слизывать с тарелки языком мед, варенье, сметану, сгущенку.
3. В углублении “чашечки” языка капать из пипетки что-нибудь сладкое.
Виды речевых игр на прогулке
Самыми простыми и доступными являются затеи с мячом и скакалкой.
· Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.
· Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву (например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)
· Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).
· Обучение образованию прилагательных: взрослый говорит из чего сделана вещь, ребенок создает прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, пирожное из меда – медовое, гвоздь из железа – железный, шляпка из соломы — соломенная и т.д.)
Спокойные развлечения
· С помощью шишек или камней разного цвета можно сразиться в «крестики — нолики» и шашки, расчертив поле прямо на земле.
· Рисовать, писать буквы, слоги и предложения получится на песочке или земле палочкой, пальчиками, а на асфальте – цветными мелками или кусочком красного кирпича.
· Выкладывайте травинками, галькой, шишечками слоги.
· Рисование на песке увлекательно и полезно для мелкой моторики.
· Совершенствование фонематического слуха – произносите нараспев различные слоги, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит загаданный звук.
· На отдыхе, наслаждаясь солнышком и беззаботностью, приятно вместе петь песенки, вспоминать стихи.
· Сорвите с ветки листочек и устройте соревнование - у кого быстрее получится сдуть его с горизонтальной поверхности.
· Побеседуйте о том, какое сейчас время года, а что было до него и что будет после. Какие месяцы считаются летними и почему? Сколько месяцев в году, а сколько недель или дней?
· Гуляя по берегу водоема, расскажите, какие обитатели встречаются в глубине озера, пруда или речки, как они живут, чем питаются, почему не приспособлены жить на суше. В лесу вспомните названия деревьев, лесных обитателей, чем они питаются, где спят, как зовут детенышей и пр.
· Поощряйте любопытство юного исследователя, отвечайте на вопросы развернуто, давайте как можно больше информации в доступном виде.
· Соберите гербарий.
· Вернувшись с прогулки, не забудьте поделиться впечатлениями, что понравилось и удивило. Все вышеперечисленные игры помогают проводить каникулы с удовольствием и ненавязчиво приобретать новые знания и навыки. Дети не просто социализируются, они учатся самостоятельно устанавливать правила, находить выход из трудных ситуаций, принимать решения.
«Развиваем речь, играя!»
Советы для родителей

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника:
Звукопроизношение - ребёнок к 5 годам должен выговаривать все звуки.
Фонематический слух - ребёнок придумывает слова на определённый звук, определяет первый и последний звук в слове. (5-6 лет)
Состояние словарного запаса – знает времена года, их признаки, дни недели, детенышей животных, умеет подобрать обобщающие слова (мебель, фрукты, птицы и др.).
Связная речь – умеет отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, придумывает предложения с определенным словом.

Для ребенка самое любимое занятие – это игра!
Предлагаем Вашему вниманию следующие игры по развитию речи:
· «Назови лишнее слово» - взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
· «Чем отличаются предметы? »
Чашка и стакан Яблоко и груша Помидор и тыква Тарелка и миска
· «Цепочка слов»
Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: заяц - цирк- кино - осень- нитки…
· «Один-много» (игра с мячом)
Кошка – кошки, ухо - уши, стул - стулья
· «Назови ласково»
Собака – собачка, мама – мамочка, стол – столик, лист – листик
· «Угадай-ка» - нужно описать предмет (животное), не называя его; обязательно меняемся ролями с ребенком
Пушистая, домашняя, ласковая (кошка) Стеклянный, хрупкий, прозрачный (стакан)
· «Волшебные очки»
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все вокруг становится красным (зеленым, желтым). Посмотри вокруг в волшебные очки и называй, какого цвета все стало: «красный мяч, красные сапоги, красное платье, красная кукла» и др.
Придумывайте свои игры, фантазируйте вместе с Вашим ребенком, сочиняйте вместе веселые истории и сказки
Родители, помните,
что, развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления, внимания), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.
Что читать дошкольникам
о Великой Отечественной Войне.
День Победы – святой праздник для нашей страны, сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события этой страшной войны по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей.
Какие же книги о войне можно посоветовать прочитать детям дошкольного возраста?
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза.
Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек.
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет:
Мы подобрали список произведений по возрастным группам детей, указали ссылки на эти произведения. Чтобы перейти по ссылке, нужно нажать клавишу Ctrl и кликнуть мышкой по ссылке.
Книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких.
Перечень художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста